Дмитрий Киселев

Веб-дизайн — это сфера, в которую сейчас приходят много тех, кто просто понял принципы работы в «Фотошопе». Однако мало кто из них понимает, что дизайн сайта — это, прежде всего, решение задачи сайта, а потом только фантазия, талант, видение, инструменты и навороты. Чтобы разобраться в том, что же такое настоящее искусство веб-художника, мы пообщались с ведущим украинским веб-дизайнером Дмитрием Киселевым.

При прочтении Дмитрий порекомендовал слушать эту музыку:

Здравствуйте, Дмитрий. Сегодня мы будем с вами копошиться в прошлом, исследовать настоящее и мечтать о будущем украинского веб-дизайна.
Здравствуйте. Ну а чего мечтать? Давайте лучше действовать. Славянский дизайн и так прилично отличается и выделяется, просто пока что 2 слова: «славянский» и «дизайн» не представляются рядом как единое целое. Британский, итальянский т.п. да, а нашего славянского дизайна пока нет, он в зародыше. Возможно надо время, но надо не ждать, а развиваться. Тем более, если говорить об украинском дизайне. Он ещё не успел отличиться, но специалисты, таланты и надежды есть. Потому что, если не мы, то кто? Давайте работать.

Рынок дизайна нынче все больше и больше расширяется, приходят новые силы и много молодежи пытается заняться графикой и веб-дизайном. Скажите, как вы считаете, какое соотношение количества исполнителей и качества их работ?
Специалистов то много, но профессионалов крайне мало. Поэтому соотношение количества исполнителей и качества работ заметно отличается. По пальцам рук можно сосчитать профессионалов в Украине, к которым можно обратиться за качественным дизайном сайта. Очень многие ещё витают в облаках, что хороший дизайн сайта — это большая картинка и обилие украшательств. Также немалую часть вообще ничего не интересуют, их случайно занесло в профессию «веб-дизайнер» и они не собираются развиваться.

Вы себя причисляете к этим немногим профессионалам?
Разумеется, иначе зачем бы я работал.

Когда Вы только начинали, такие слова как «веб», «компьютерная графика» были в лексиконе немногих специалистов, однако вы уверено шагнули на выбранный путь. Почему вы решили избрать именно эту специфику работы? Ведь вы как раз получали специальность в сфере телекоммуникаций — перспективненько.
Я выбрал эту специфику потому что она мне была крайне интересна. Это потом она мне стала близка. Но чем больше знаний и опыта получаешь, тем оказывается больше знаний и опыта надо получить. Вообще, мне интересно всё, что связано с визуальным представлением объектов. Меня интересует внешний вид и функциональность любых вещей, поэтому в будущем я планирую расширить свой кругозор и заняться смежными областями.

Это какими?
Дизайном вещей. Брендингом, например. Сложным и длинным брендингом с платформами и легендами. Часто дизайнеры оценивают логотип по уровню «красоты картинки». Насколько она свежа, ярка, сочна, нова. На самом деле это также неверное мышление. Меня это волнует. Интересным графическим дизайном планирую заниматься: плакатами, например. Плакатное дело — отдельная наука, до которой у меня пока руки не дошли, но я ощущаю постоянные интерес к ней.

На кого ориентировались дизайнеры в 2002 году и на кого ориентируются сейчас? Рокировка кумиров произошла?
Правильные дизайнеры что в 2002-м, что сейчас ориентируются на сами знаете кого. Кумиры они для того и нужны, чтобы рокировка с ними не происходила. Однако есть люди/студии, которые за это время пришли или ушли, разумеется.

Скажите, вам комфортнее работать с краткосрочными заказами или выполнять большие громоздкие проекты?
Комфортнее, разумеется, с краткосрочными. И это не только мне. В условиях финансового кризиса краткосрочные проекты стимулируют по-более. А большие или огромные проекты — это моя слабость. Когда я занимаюсь большим проектом, я ныряю в него полностью и с головой. Порой даже клиент не может вытянуть меня из этого состояния. С недавних пор я с этим борюсь и всем советую. К дизайну надо относиться прежде всего как к коммерческой задаче, а потом уже как к изысканному решению.

Вы когда-нибудь работали безвозмездно и почему?
Работал, потому что мне было интересно. Приведу пример. Мой друг попросил разработать ему дизайн интернет-магазина. Я решил для его узкой ниши сделать отличный дизайн магазина, который будет работать и отличаться на рынке. Простой, удобный и теплый. Я нырнул в работу, протянул все сроки, но сделал дизайн. Это был новый игрок на рынке, поэтому как у собственного интернет-магазина, который люди должны запоминать и возвращаться опять может не быть логотипа? Бюджет был ограничен, поэтому добро на логотип я не получил. Вопреки всему, я несколько дней занимался логотипом. Я не ставил себе задачей разработать гениальный логотип, мне просто нужен был знак, который будет работать. Я знал, что целестности проекта без логотипа не получиться, поэтому для своего друга я был готов слепо работать бесплатно. Потому что я всегда стремлюсь к завершенности. Самое худшее, что есть в дизайне — незавершенность. Есть и другие некоммерческие проекты, которые вызывали у меня интерес.

Кстати о дружбе. Вы считаете, что возможна дружба между дизайнерами без зависти и соперничества? Ведь все равно всегда сравниваешь чужое и свое творение?
Дизайнеры абсолютно разные и оценивать какая работа лучше порой сложно. Я считаю, что среди коллег по цеху практически невозможно найти настоящего друга. Никого и ни при каких условиях в 99% случаев. Но остается один процент. И я рад, что такой случай со мной произошел. Мой бывший арт-директор сейчас мой хороший друг. Но дружба эта формируется длительной закалкой, например, несколько лет проработав вместе. Необходимо совмещение жизненных позиций, ценностей, взглядов, стремлений, кумиров — тогда темы для обсуждений не исчезают никогда. И нам никогда не скучно, и кроме как «выпить» вместе, мы можем ещё и выручить друг друга. Только таким образом дружба возможна. У меня много знакомых дизайнеров, с которыми я общаюсь. Но по разным причинам больше никто не является мне другом. Юра, привет ;)

Какими сайтами Вам довелось заниматься? Есть какие-то определенные сферы которые Вам нравятся или наоборот?
Во-первых, я много работал в сфере недвижимости. Я разбираюсь в сайтах жилых комплексов «от и до». Но это было до кризиса, разумеется. Сейчас же я могу заметить некий «бум» интернет-магазинов. И это правильно, потому что клиенты видят новый канал сбыта товаров или формирование нового бизнеса в интернете. Потребители в свою очередь когда хотят что-то купить, то смотрят это всё чаще в интернете. И не надо никуда выходить, если тебе что-либо надо купить. Поэтому также тему интернет-магазинов я для себя раскрыл практически полностью, сейчас я дописываю статью «Рецепт дизайна интернет-магазина», потому что мне надоело смотреть на работы различных дизайнеров в сфере интернет-магазинов и замечать практически одни и те же постоянные ошибки. А вообще, мне интересны все сферы, даже те, в которых я не работал. Всё в первый раз — ещё интереснее. Ты ощущаешь некий страх, переживание и в тоже время надежду на победу. В общем, это обыкновенные эмоции спортсменов. Отдельно могу выделить только тему политики. С ней сложно работать. Я буквально недавно занимался дизайном сайта «Фонд Леонида Кучмы» — и это было по-другому, сложнее обычного. Это потому, что перед началом работы над проектом ты его изучаешь, начинаешь по-своему любить, придумываешь идею или подбираешь стиль и реализовываешь весь этот эмоциональный всплеск в дизайне. Не знаю с чем это связано, но тема политики изначально не вызывает никаких чувств любви. Поэтому немало усилий и работы пошло на подстройку на определенное настроение, поэтому на сам дизайн уже не осталось времени. А может быть, я слишком молод или слишком стар, чтобы освоить данную сферу.

Как отражается лично на вашей деятельности то, что сейчас многие экономят на рекламе и меньше обращаются к услугам дизайнеров?
На моей деятельности не отражается, потому что я не работаю с тем, кто экономит. А у остальных да, говорят, кризис был. На дизайне экономить нельзя.

Вам интересны предложения из-за границы? Тяжело ли работать с иностранцами?
Интересны. Нет, в большинстве легче. Не знаю с чем это связано, на западные заказчики более воспитаны в плане дизайна. Они, как правило, не просят «добавить красненького».

Были случаи, когда клиент вас «кидал»?
Не припоминаю. Я работаю по своим каналам связи и не пользуюсь сайтом фри-ланс.ру или прочими.

За сколько вы готовы работать без выходных?
За вдвойне оплаченные выходные при благоприятных условиях.

В условиях кризиса вы снизили свои расценки или держите их в надежде, что клиент, которому нужен качественный дизайн все равно к вам обратится?
Расценки остались прежними, но деньги меняются. Поэтому сложно отрицать, что никакого спада не было. Он был и уже есть подъем. Изменения, на самом деле, происходят постоянно, надо просто их смело встречать, а не бояться.

Какие атрибуты вам необходимы для плодотворной деятельности? Ну там любимый мишка рядом с клавиатурой или еще что?
Компьютер не намного медленнее меня, планшет, кофе, бумага, карандаш, собственный набор программ, «драйвовая» музыка.

Какую музыку вы слушаете? Что такое «драйвовая» музыка?
Я слушаю совершенно разную музыку. «Драйвовая» музыка — это та музыка, которая пробуждает драйв во мне. Когда душа пляшет во время прослушивания. Я не люблю музыку, под которую можно уснуть. Такую музыку я ночью слушаю. Под разные настроения и проекты я стараюсь подбирать соответствующую музыку, чтобы она помогала мне верно настроиться на работу. На чаще всего у меня в плеере «электро». Также у меня есть собственный набор треков, которые поднимают настроение. Да, я верю в это. Когда настроение оставляет желать лучшего, мне достаточно включить один трек, который настраивает меня на нужную волну. В этом есть что-то магическое, я сам удивляюсь, но это работает.

Вы работали руководителем отдела в разных структурах, так же были и подчиненным. Скажите, какая роль вам ближе? И как легче работать с точки зрения концентрации?
С точки зрения концентрации лучше быть подчиненным, разумеется. Таким образом, ответственность сводится к минимуму: только сроку сдачи проекта. Но здесь каждый решает для себя как он хочет провести свою жизнь, ведь работа — немалая часть нашей жизни. Руководить отдела дизайнеров — это совсем другой разговор. И в плане ответственности, и качества, и сроков, и индивидуальному подходу к каждому дизайнеру. Я считаю, что с дизайнерами надо работать не как с обычными людьми, с дизайнерами надо работать по-другому. Лично мне ближе роль арт-директора. Я считаю, что я умею работать с дизайнерами.

Если бы вам предложили уехать за границу в ведущую студию вы бы согласились?
Зависит от того в какую страну и в какую студию. Но я могу ответить однозначно, что Киев — мой любимый город.

Что вас больше всего раздражает в заказчике?
Меня безумно раздражает, когда заказчик не понимает, что дизайн — это моя работа, а не его.

Это правда, что все дизайнеры и креативщики балуются наркотиками? У вас был опыт их употребления?
У меня не было опыта употребления наркотиков, поэтому можно считать, что это неправда.

Если оставить патриотизм, вы верите в то, что когда-нибудь Украина будет одним из лидеров веб-дизайна?
Я ранее об этом не думал, но приложу усилия. Спасибо.

На прощание дайте, пожалуйста, совет молодым дизайнерам.
В дизайне с одной стороны главное — глубокая и цельная идея, с другой — форма и цвет. Действуйте! До новых встреч.

Ссылка на портфолио Дмитрия Киселева: www.kiselyov.net

Портфолио